Уже много лет мы пишем о новых схемах мошенничества и жертвах аферистов. Причём злоумышленники умудряются одурачить не только пенсионеров, но и молодых людей. Корреспонденты «Рязанских новостей» решили выяснить, наиболее популярные схемы обмана и узнать, как не попасться на удочку охотников за чужими деньгами.
Уже много лет мы пишем о новых схемах мошенничества и жертвах аферистов. Причём злоумышленники умудряются одурачить не только пенсионеров, но и молодых людей. Корреспонденты «Рязанских новостей» решили выяснить, наиболее популярные схемы обмана и узнать, как не попасться на удочку охотников за чужими деньгами. Согласно данным регионального УМВД, с января по май в Рязанской области от действий дистанционных мошенников пострадало 427 человек. При этом больше всего воздействию мошенников подвержены люди в возрасте 50-80 лет. Основными схемами дистанционного мошенничества являются:
- Звонок сотрудника Банка по поводу проблем со счетом или незаконного оформления кредита - Звонок сотрудника правоохранительных органов по факту утечки персональных данных - Мошенничество под предлогом «Ваш родственник попал в ДТП» - Мошенничество под предлогом заработка через инвестиции на сомнительных Интернет-площадках - Мошенничество под предлогом покупки или продажи вещей на сайтах объявлений. В пресс-службе УМВД отметили, что есть две распространенные схемы мошеннических действий.
Первый способ. гражданину на телефон в мессенджере поступает сообщение якобы от его начальника о том, что с гражданином сейчас свяжется сотрудник правоохранительных органов для выяснения возникших обстоятельств.
При этом посредством СМС «директор» просит не звонить ему, так как он не может в настоящее время разговаривать. Вскоре гражданину поступает звонок от неизвестного, который представляется сотрудником правоохранительных органов и сообщает, что произошла утечка персональных данных, якобы зафиксирована попытка перевода денег со счетов гражданина для перевода на счета неизвестных, а также от его имени поданы заявки на кредиты для тех же целей. Далее для разбирательства гражданина переключают на лжесотрудника Центробанка, который склоняет жертву срочно снять все свои деньги со счетов и перевести их на «безопасные счета». В последующем гражданина самого склоняют взять кредиты в разных банках, в которых якобы поданы заявки от его имени на кредиты, чтобы якобы закрыть «кредитный потенциал», и также перевести взятые кредиты на хранение на «безопасные счета». Второй способ. Человеку звонит якобы оператор связи и сообщает, что срок действия СИМ-карты заканчивается и необходимо его продлить. Для этого мошенники присылают жертве СМС-сообщение с кодом, который просят сообщить для продления договора. На самом деле данный код нужен для смены пароля в аккаунте гражданина на «Госуслугах». После сообщения кода мошенники получают доступ к личному кабинету «Госуслуг» и меняют пароль, в связи с чем гражданин в свой кабинет больше зайти не может. Вскоре человеку звонит лжесотрудник правоохранительных органов и сообщает, что у них зафиксирован факт взлома личного кабинета гражданина, в связи с чем он подвергается атаке мошенников и может лишиться своих денег на счетах, а также на гражданина поданы заявки на оформление кредитов. Лжесотрудник правоохранительных органов для убедительности могут перейти на видеосвязь с гражданином и предстать перед ним в форменной одежде. После чего гражданина склоняют срочно снять все деньги со счетов и перевести на «безопасные счета», которые ему продиктуют. В дальнейшем гражданина также склоняют взять кредиты в банках быстрее мошенников, чтобы закрыть «кредитный потенциал», после чего кредиты также перевести на временное хранение на «безопасные счета».Мошенники специально оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки. Данные лица могут неоднократно звонить жертве, в том числе используя технологию подменных номеров, направлять электронные письма и сообщения со ссылкой на поддельные сайты как финансовых организаций, так и любых других компаний и маркетплейсов, могут присылать поддельные фотографии служебных удостоверений сотрудников правоохранительных органов, поддельные банковские документы. Чтобы заполучить желаемое злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать уголовной ответственностью, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события.
Также мы решили узнать, как граждане становятся пособниками мошенников. По данным собственного источника «РН», на злоумышленников в большинстве случаев начинают работать люди оказавшиеся в сложном материальном положении. Они находят объявления о заработке в Telegram-каналах и соглашаются на сомнительные предложения. В большинстве случаев аферисты предлагают работу курьерами. С теми, кто согласился поработать связывается куратор. Гражданам объясняют, что они должны забирать у людей деньги и переводить полученные суммы наставникам, оставляя себе процент. При этом пособники аферистов понимают, что соглашаются на совершение противоправных действий. Однако из-за проблем с деньгами идут на преступление. У многих пособников аферистов не остается переписок с кураторами, так как те их удаляют. В пресс-службе УМВД подчеркнули, чтобы не стать жертвой мошенников нужно знать несколько простых правил:
- Если на телефон звонит сотрудник правоохранительных органов, который сообщает о подозрительных операциях по банковским счетам - это мошенник! Нужно немедленно прекратить разговор. - Безопасных счетов не существует - это обман. - Если Вас просят сообщить код из СМС-сообщения - ни под каким предлогом этого не делайте. Потому что аферисты получат доступ к вашим счетам! - Если вас просят скачать приложение на телефон - ни в коем случае не делайте этого. Иначе с ваших счетов похитят все деньги и оформят на вас кредит. - Если на телефон позвонил сотрудник правоохранительных органов, который сообщает, что ваши банковские счета под угрозой или на вас кто-то пытается взять кредит - то ваш собеседник мошенник. - Если позвонил сотрудник Вашего банка или Центробанка и сообщает, что с Вашего счета мошенники хотят снять деньги или оформить на Вас кредит - это мошенник! - Если позвонил сотрудник «Госуслуг» и сообщил о взломе вашего аккаунта, предлагает сообщить коды подтверждения из СМС или переключает на сотрудников Банка или правоохранительных органов - это мошенники. - Звонок от сотрудника сотовой компании с заявлением, что заканчивается срок действия договора на абонентский номер и нужно его продлить, сообщить код из СМС также является мошенничеством. - Если вам присылают фотографии своих служебных удостоверений и документов Центробанка - это мошенники. - Также злоумышленниками являются те, кто присылает сообщения от «начальника», который оповестил о скором звонке сотрудников правоохранительных органов.
Стоит обратить внимание, что звонящий пытается вас обмануть, если запугивает, что о вашем разговоре никому нельзя говорить, потому что он является государственной тайной, или угрожает уголовной ответственностью. На вопрос: «Возвращаются ли жертвам мошенников украденные деньги?».
В УМВД ответили, что в ходе расследования уголовных дел, возбужденных по фактам мошенничества, следственные органы вправе блокировать банковские счета подозреваемых и проводить другие действия, направленные на возмещение ущерба потерпевших.
Будьте осторожны и при поступлении подозрительных звонков не продолжайте разговор. Рекомендуем рассказать о правилах безопасности вашим близким, чтобы они тоже были в безопасности.