На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Рязанские новости

2 подписчика

Уроки инакомыслия: Петр Капица и заветы Ивана Павлова

Рязань – родина Ивана Петровича Павлова, первого русского нобелевского лауреата. И словно по эстафете, переданной через время, его гражданское наследие было подхвачено и пронесено другим гением, Петром Леонидовичем Капицей. Диалог двух лауреатов, начатый в личных беседах, стал нравственным ориентиром для всей отечественной науки.

Рязань - родина Ивана Петровича Павлова, первого русского нобелевского лауреата. И словно по эстафете, переданной через время, его гражданское наследие было подхвачено и пронесено другим гением, Петром Леонидовичем Капицей. Диалог двух лауреатов, начатый в личных беседах, стал нравственным ориентиром для всей отечественной науки. В суровые годы, когда родина переживала тяжелейшие испытания Павлов и Капица, говорили о самом главном - о долге ученого перед своей страной. Павлов, уже пройдя через огонь революции и сохранив, несмотря ни на что, свою независимость, делился с Капицей:

«Знаете, Петр Леонидович, ведь я только один здесь говорю, что думаю, а вот я умру, вы должны это делать, ведь это так нужно для нашей родины, а теперь эту родину я как-то особенно полюбил, когда она в этом тяжелом положении».

В этом признании - не просто просьба. Это завет, переданный достойному преемнику. Иван Павлов, рожденный на рязанской земле, впитавший ее прямолинейность и стойкость, видел в Капице ту же несгибаемую породу. Он полюбил родину «особенно» именно в ее «тяжелом положении» - и этот парадокс стал сутью его патриотизма. Любовь не слепая, а требовательная, деятельная, готовая говорить горькую праву.

Именно эту любовь он и завещал Капице. Петр Капица не просто запомнил этот наказ, ученый сделал его своим жизненным кредо. Спустя десятилетия, в 1980 году, в разгар новых гонений на свободную мысль, он, рискуя всем, встал на защиту коллег - Андрея Дмитриева Сахарова и Юрия Федоровича Орлова. В письме на имя Юрия Андропова Капица блестяще применил урок, преподанный ему самой историей. Будучи в умудренном возрасте, Петр Леонидович уже не вступал в прямую конфронтацию. Вместо этого он, как истинный ученый, апеллировал к прецеденту. И этим прецедентом стал рязанец Иван Петрович Павлов. Капица напомнил о демонстративном инакомыслии Павлова, который «ругал руководство, крестился у каждой церкви, носил царские ордена». И что же? Создатель государства Владимир Ленин, по словам Капицы, «просто не обращал внимания». Более того, он делал все, чтобы обеспечить великому физиологу условия для работы, вплоть до того, что в голодном Петрограде по его личному указанию были обеспечены кормом знаменитые собаки Павлова. Блестящей иллюстрацией той эпохи стал анекдот, который Капица привел в письме: академик Крылов встретил Павлова и спросил:

«Иван Петрович, могу я вас попросить об одном одолжении? Возьмите меня к себе в собаки».

На что Павлов ответил:

«Вы умный человек, а такие глупости говорите».

Этот исторический пример стал для Капицы мощнейшим аргументом. Он показал, что истинная государственная мудрость заключается не в подавлении, а в защите гения, даже непокорного. Так рязанское наследие Павлова - его принципиальная, бесстрашная позиция - стало щитом, который Капица воздвиг в защиту своих современников. Жизнь Петра Капицы неотделима от заветов, данных ему рязанским гением. И в этом диалоге двух нобелевских лауреатов - вечный урок служения своей родине, который остается актуальным и по сей день. Проект «Нобелевские лауреаты» выполняется при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г.

 

Ссылка на первоисточник
наверх